Дети и Деньги

Ребенок становится участником финансовых отношений уже в младшем школьном возрасте. Источники дохода: денежные подарки родителей, друзей семьи, родственников, реже — денежные поощрения за успешное участие в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, не дай Бог — пенсии, пособия и прочие социальные выплаты. Во всех случаях — это деньги, которыми можно распоряжаться. Как же ими распорядиться?

От шести и до четырнадцати

Согласно пункту 3 статьи 27 Гражданского кодекса Республики Беларусь,

дети до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

А это значит, что ребенок уже понимает и социальное значение таких процедур. Простыми словами, доступными категориями родители должны донести это до детей. Более того, очень важно научить ребенка культуре поведения в сфере денежных отношений, включая этику и безопасность, не углубляясь при этом в вопросы товарно-денежных отношений, ценности материальных благ и прочую, пока еще сложную для ребенка философию. Одним словом, — научить его плавать, не объясняя, что вода — это стихия.

Правила поведения, как показывает опыт многих поколений, не становятся откровением, но это результат работы над собой или над воспитуемым. Дрессура, динамический стереотип, рефлекс, привычка — называйте это как хотите. Начните с элементарных понятий: где и как держать деньги, как их считать, как делать покупки, как вести себя в роли продавца и покупателя.

Пока ребенок несовершеннолетний, закон обязывает взрослых контролировать его действия на финансовом поприще. И тут все зависит от родителей. Дети могут и не увидеть тех денег, которые в ярких конвертиках им подарили родственники. По-настоящему повезет не тем, чьи конверты окажутся увесистее, а тем, кто сможет раскрыть и воспользоваться их содержимым.

Но самым крутым счастливчикам выпадет шанс самостоятельно сделать выбор. Именно их родители окажутся людьми здравомыслящими, внимательными и придадут значение первым детским деньгам. С этого и начнется то самое, что называется финансовой грамотностью. Может, с этого начинаются успешные люди?

Четырнадцать +

Если подросток объявляет своим родителям о своем желании устроиться на работу во время летних каникул, значит, финансовому воспитанию в такой семье уделяется внимание. Такой порыв стоит хлопот, связанных с трудоустройством подростков.

Вновь обратимся к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Статья 25 дает возможность несовершеннолетним от 14 до 18 лет

самостоятельно, без согласия своих законных представителей распоряжаться своими заработком, стипендией и иными собственными доходами, а также вносить денежные средства в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжаться ими в соответствии с законодательством.

Цели ясны, средства доступны. Самое время перейти на новй уровень обучения финансовой грамотности. Теперь ребенку предстоит научиться оценивать труд (свой и чужой), время, навыки и квалификацию. А новый виток обучения начнется с практики: получение заработной платы, распоряжение собственными средствами и взаимодействие с новыми для ребенка финансовыми институтами: банки, платежные системы, страхование.

На данном этапе подросток может получать информацию не только от родителей. Наши дети — поколение, интернета и гаджетов. Если временами не отрывать их от экранов, возвращая к реальности, неведомая сила поглотит их восприимчивый разум.

Контролировать эту инергаджизнь невозможно. В ней есть масса популярных “авторитетных” источников, которые на понятном детям языке, в красочных “видосах” охотно и доступно объясняют все и рассказывают обо всем. Но полагаться на то, что дети самостоятельно обучатся такой важной, на мой взгляд, жизненной науке, как финансовая грамотность, я бы не стала.

Авторитетных источников, на самом деле, не так уж много. Но дети, поверьте, не заходят на такие ресурсы. Так что родителям, если они заинтересованы в развитии своих чад, придется сначала самим освоить эту непростую науку, а потом найти способ донести ее до детей.

Приведу в пример собственный опыт. Мой сын сам обратился ко мне за помощью в приобретении банковской карточки, на которую решил зачислять все денежные средства, которыми он будет располагать, будь то его зарплата, или денежные подарки, или премии. Поскольку ему на тот момент уже исполнилось пятнадцать лет, он получил возможность открыть собственный счет. Он стал полноправным клиентом банка. Стоит ли говорить о том, что теперь на него легла ответственность, которая должна быть подкреплена, хотя бы элементарными знаниями?! А эти знания у него есть. И получены они не из “видосов от авторитетных источников”.

Трудно мне дался этот шаг. Пришлось понять то, что никогда не понималось. Тем проще стало объяснить это сыну. Поговорили. Обсудили. Потом отправились в банк. Не буду указывать название (сами понимаете, почему). Через час мы вышли оттуда совсем другими людьми: не мама и сын, как довесок к зарплатному счету. Но как Мама и Сын — клиенты банка. Стоит ли говорить о том, как повысился статус ответственности и самостоятельности моего ребенка?

Финансовое образование детей. Как это НЕ работает?

Есть у нас в Беларуси уникальный проект: “Твае першыя финансы”. Один из наших банков проводит планомерную акцию, направленную на обучение детей финансовой грамотности. Но эта программа расчитана на детей “от шести и старше”. Тем, кому “четырнадцать +” приходится довольствоваться родительским опытом (зачастую, не всегда успешным) и “видосами” из инергаджизни.

Регулярные уроки финансовой грамотности с участием специалистов — реальная возможность т повысить образовательный уровень детй. Проводятся ли такие уроки в школах? Может, единично. Два дня я планомерно “сидела” на школьных сайтах в поисках инфрмации об уроках финансовой грамотности, об акциях, которые могли бы проводиться с детьми, вообще, о чем-нибудь, из этой сферы. Мой результат плачевен. Не стану его озвучивать. Альтернатива — сайты с финансовой тематикой, такие, как myfin.by, fingramota.by, benefit.by или общение с консультантами в банке.

Тематические публикации в СМИ также не могут удовлетворить спрос. Дети ВООБЩЕ газет не читают. А некоторые даже не подозревают об их существовании. Так называемые, “финансовые консультанты” из инергаджизни — торговые представители страховых компаний, которые вряд ли озаботятся просвещением детей. Скорее заманят их в свои маркетинговые сети… Так где же научиться?

Мониторинг все той же инергаджизни дал мне исчерпывающуюинформацию о том, как подобные вопросы решаются в других странах. Повздыхала. Позавидовала. У нас — олимпиады, у них — уроки. Вот и возникает вопрос: откуда берутся олимпийцы, если подавляющее большинство детей от четырнадцати+ даже не представляют себе, что такое депозит, платежная ситема, банковская операция…

Зачем это нашим детям, если они собираются стать кем угодно, но не банкирами? Затем, чтобы вопросы своей денежной независимости решать самостоятельно. Затем, чтобы с наступлением совершеннолетия, юный человек, не утонул бы, а стартовал.

Вместо заключения

Однажды перед каждой мамой встанет проблема взросления ребенка. Как к этому относиться — решение каждой конкретной мамы. Но есть обязательства. И заключаются они в подготовке потомства к жизни. Под этим обязательством мы подписались. Есть такая пословица: Взялся за гужне говори, что не дюж!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: