Фейк. Не все так однозначно

Фейк — от английского fake, в дословном переводе означает «не настоящий». Но, адаптируя его к нашим лингвокультурным реалиям, быстро убеждаешься в том, что модное нынче словцо становится уже навязчивым стереотипом, а это наводит на определенные подозрения. Если отложить в сторону гаджеты и на несколько минут «включить» свой собственный здравый смысл, в голову приходят интересные выводы.

Давайте, попробуем порассуждать. Как бы вы охарактеризовали понятие «не настоящий»? Первое, что приходит в голову, — «поддельный». И все понимают без лишних слов, что в этом случае имеет место стремление имитировать некий предмет в который вложены труд, материальные и духовные средства. Другими словами, не заморачиваясь на процессе, получить результат. Например: подделка драгоценностей, продукции известных брэндов, произведений искусства, образов популярных личностей (в данном случае не путать с подражанием и костюмированием).

Подделки бывают разные. От дешевки с блошиного рынка, до почти гениальных копий, в которые, порой, вложен не меньший труд, чем в оригинал. Но все это — не более чем погоня за легкой наживой. Фейки — читай, подделки — существовали всегда. И будут существовать, несмотря на упорную борьбу с ними. И все шло бы своим чередом: ценности создавались, подделки совершенствовались, а люди продолжали бы сами решать, какую им принять сторону… Но, однажды, кто-то сообразил, что на всем этом можно не только подзаработать.

Достаточно придумать некий уникальный предмет (технологию, ритуал) или объявить о каком-либо событии (открытии, выводе), растиражировать выдумку (читай ложь), а потом объявить о возникновении фейков и призвать на борьбу с ними. Под развернутые знамена сбегутся толпы всевозможных «борцов», — сражаться с подделкой. И потекут лайки под вирусными видео, и завяжутся тысячи дискуссий. А вместе с ними хлынут и трафик, и авторитетность. Дальше — больше. Вот уже к вам уже стучатся за советом, или «поделиться»… Все. Дело сделано. Теперь вы можете не только зарабатывать деньги, но еще и манипулировать людьми. Гениально!

Нынешние «умельцы» пошли еще дальше. Теперь они не затрудняют себя раскруткой ложной новости, а сразу выбрасывают на потребу пользователей так называемый «фейк«. И это работает…

Возвращаясь к лингвокультурным традициям, я признаю превосходство предприимчивых знатоков вербального общения. Управлять массами легко, если овладеть принципами формирования социальных стереотипов: следи за тенденциями, общайся с представителями разных слоев общества, не пренебрегай возможностью лишний раз выслушать. Общество состоит из индивидуальностей. Немного разоблачений, немного поощрений, выдрессированная ксенофобия, — и вот, уже человек утрачивает способность к анализу. Но ложь и фейк — совсем не одно и то же. Создать фейковую информацию, — надо еще потрудиться. Изучить тему, проанализировать отклик аудитории, рассчитать коммерческие составляющие. Настоящий фейк — результат работы. Ложь, выдаваемая за него — дешевка. Опасная дешевка.

…Вы бывали когда-нибудь на болотах? Если да, что моя аллегория станет понятной. Если вокруг — топь, единственный путь — гать, а идти вперед — жизненно необходимо, только единственно правильный выбор обеспечит успех. Этот выбор — идти по гати, то есть по пути, который уже существует. Который до тебя кто-то уже проложил. Шаг в сторону — утонул… Интернет — бескрайняя опасная топь. Но есть множество надежных «гатей». Если ваша самоуверенность и нездоровое любопытство подконтрольны здравому смыслу, вы не сойдете с надежного пути. Всевозможные тизеры (заманухи), провокаторы и «вирусные видосы» не приведут вас в топь. И фейковые новости не станут флагом, под который надо бежать.

Я человек взрослый, уже почти пожилой. Мои выводы — результат учения, поисков и ошибок. На все это ушли годы, нервы, эмоции. Теперь я могу идентифицировать ложью А может ли мой ребенок? Эмоциональный, развивающийся, пытливый, открытый, — как все подростки…

Борьба с «фейками» в сети, на мой взгляд, должна быть сосредоточена именно на молодежном поприще. От шестнадцати до четвертого десятка — самая желанная аудитория, как для всякого рода авантюристов, так и для искушенных манипуляторов. К молодежной аудитории добавляются обиженные, обделенные, подавляемые, озлобленные. В результате получается вполне боеспособная общность, которой можно легко управлять. В связи со всем вышесказанным, возникает вопрос: является ли неизбежным влияние ложной информации на формирование личностей наших детей? Смогут ли они устоять перед откровенной ложью? Распознают ли «фейки»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Next Post

Как становятся подкаблучниками

Сб Июл 11 , 2020
Мы покакали! У нас прорезался зубик! Мы пошли! Мы пошли […]
ottcy-i-deti
Яндекс.Метрика